Алек – виртуозный бразильский танцор самбы из Рио-де-Жанейро. У себя на родине он прошел путь от танцора в стиле хип-хоп до не просто участника карнавальных процессий, а «главного» в них – пасишты, ведущего за собой всех танцоров. Почти 2 года Алек выступал в «Plataforma show», представляющем все многообразие существующих в Бразилии танцевальных стилей. В декабре Алек приехал в Россию – здесь он принимает участие в шоу Сariocas и дает уроки самбы в школе танца «Let’s InFlame». В интервью iDance Алек рассказал, что настоящая самба – это очень позитивный и душевный вид танца, могущий по-настоящему преобразовать человека…
http://idance.ru/articles/7/942p_br4.jpg
iDance: Алек, такое ощущение, что ты танцевать начал раньше, чем ходить! Ты танцуешь самбу с детства?

Алек: Нет, не с детства. В смысле – профессионально не с детства. Серьезный уровень начался не с самбы, а с хип-хопа, мне было двадцать лет.

С хип-хопа?!

Да. Но к тому моменту я, в общем-то, уже умел танцевать самбу. Ее у нас учатся танцевать с самого детства, в каждом городе Бразилии и в каждом районе любого из городов есть своя школа самбы.

А что представляет собой такая школа? Традиционная, с залами и зеркалами?

Наши «школы» самбы школами как таковыми, в привычном для русского человека понимании, не являются. Находятся они прямо под открытым небом. Вообще, бразильская школа самбы – это как одна семья, одна тусовка. Организуются такие школы по районам, и все жители числятся в них как участники. Люди собираются каждый день, каждый день танцуют. Места, где они собираются, мы и называем «школами». Танцевать в Бразилии учатся в основном визуально, просто «копируя» движения окружающих.

Значит, в знаменитых карнавалах могут принимать участие все желающие?

Не совсем так. В Бразилии в самбе действует иерархическая система. Есть профессионалы, занимающиеся карнавалами. По танцевальной лестнице они, естественно, находятся выше простых жителей района. Наблюдая за людьми на дневных танцевальных «тусовках», в ночных клубах, эти профи замечают тех, кто танцует самбу лучше, кто хуже, у кого есть какие перспективы развития. Вот тогда они могут пригласить некоторых принять участие в карнавальной процессии.
http://idance.ru/articles/7/942p_br1.jpg

Скажи, а танцы в карнавальной процессии – они заранее поставлены или это импровизация?

Карнавал – это целиком поставленное шоу. Что такое вообще карнавал? Это праздник, на котором каждая часть школы показывает свой стиль. Места, где люди будут стоять, костюмы, танцы – все определяется заранее, отрабатывается. Танцевать импровизацию могут только обычные жители, официально не являющиеся участниками карнавала. Они идут в самом конце процессии, в очень простых костюмах. На каждом карнавале таких людей очень много – ведь в Бразилии практически все умеют танцевать самбу. А танцоры, стоящие на платформах и, конечно, сам пасишта танцуют поставленную хореографию.

Трудно быть пасиштой?

Если ты чувствуешь самбу – нет, не трудно. Просто чувствуешь ритм, музыку и слушаешь свое сердце. Танцевать самбу, в принципе, может научиться любой человек. Но одно дело, когда ты просто технично делаешь движения, и совсем другое – когда ты чувствуешь сердцем.
Тогда танец превращается в живую энергию.
http://idance.ru/articles/7/942p_br2.jpg

И из хип-хопа ты ушел по велению сердца?

В целом – да. В самбе я нашел себя больше, раскрылся. Что меня привлекло – ритм самбы может услышать не каждый. В хип-хопе же он очень четкий, с сильными акцентами. Даже человек, который не умеет двигаться, все-таки может попасть в ритм. С самбой, как я уже сказал, все не так просто. А у меня как раз получается слышать эту музыку, чувствовать ее.

А как в Бразилии учатся танцевать хип-хоп?

По-разному. Те, кто могут, – копируют хорошо танцующих окружающих, кто нет – идут в школу. У нас ведь все-таки есть и стандартные школы, с залами и зеркалами. Но туда идут только в очень запущенных случаях. Я сам, к примеру, учился, просто копируя то, что видел по телевизору, на улицах. Я даже давал уроки по хип-хопу.

Значит, преподавательской деятельностью ты начал заниматься еще до приезда сюда?

Да, конечно. Это ведь известный факт, что не всегда человек, хорошо танцующий сам, может объяснить другому, как танцевать так же. Чтобы преподавать, нужно иметь к этому талант. Я вижу движения в раскладке, знаю, как можно объяснить. Кроме того, могу сразу заметить, что именно человек делает не так. На уроках стараюсь объяснить каждому именно его ошибки, работать с людьми максимально индивидуально.

Помимо самбы ты танцуешь еще и аше. Расскажи, что это за стиль?

Аше – это чудо. Сложно дать ее четкое определение... Я уже говорил, что в каждом районе Рио – своя школа самбы. И у каждой школы стиль танца немного отличается. Если же речь заходит о разных городах Бразилии, то эти отличия могут стать очень заметными. К примеру, в Рио женщины танцуют самбу исключительно на каблуках, а в других городах могут и босиком. То же самое и с аше. В Рио так называют смесь ламбады с аэробикой. Ее танцуют на больших праздниках, когда собирается много народу. Кто-то начинает танцевать, и все повторяют за ним, делают похожие движения. Смысл этого – обмен энергией. Когда много людей танцуют аше, они дарят друг другу позитивные эмоции, становятся счастливее. Вообще, в Бразилии «аше» называют почти все, что танцуется с чувством и радостью.
http://idance.ru/articles/7/942p_br3.jpg
Как ты принял решение приехать преподавать в Россию?

Почти два года я работал в «Plataforma Show». Это – поставленный танец, демонстрирующий культуру всех регионов Бразилии. Мы танцевали и афро, и самбу, и даже религиозный танец «оришас». Целиком работа в нем меня не устраивала – я хотел не просто где-то выступать, но и распространять свою культуру, самбу. Зато шоу пользовалось популярностью. В связи с этим появилась возможность поработать в России. Причем меня пригласили сюда не только как танцора, но и как хореографа. Приехал в декабре 2006, сперва танцевал в шоу «Cariocas». Там – тоже микс, по чуть-чуть всего: самбы, деревенского танца фохо, капоэйры… Танцуют четыре мужчины и четыре девушки, все – бразильцы. А преподавать начал всего полтора месяца назад, в школе «Let’s InFlame».

Что можешь сказать про людей, которые к тебе ходят? Легко русским дается самба?

Для меня все те, кто ходят ко мне на уроки, очень дороги. Ведь если они там – им нравится то, что я делаю. А тяжело или легко дается – это у всех по-разному. Есть люди, которые танцуют уже на второе занятие, есть и медленно схватывающие, но это не страшно. Ведь я для того и здесь – чтобы помочь научиться танцевать всем желающим!

Источник: iDance, автор: Дарья Гаврилова

Фото: wwwcariocas.ru