Уверена, во время домашних тренировок вы, пытаясь или вспомнить движения, выученные на занятии, или поработать над переходами, или определить, какие движения идут с той музыкой, что звучит из динамиков – так вот, вы не раз замечали, что все, что так легко давалось в классе, теперь какое-то непонятное и совершенно невспоминаемое.
Иногда нужен какой-то прием, с помощью которого мы бы легче вспоминали то, что выучили – и, таким образом, быстрее бы учились.
В три-четыре года большинство детей учат алфавит. И не одну букву за раз, а по нескольку букв. А, б, в, г, д, е, ё, ж... Есть даже песенки, в которых буквы алфавита последовательно нанизаны на мелодию. Такое нанизывание – не только полезный педагогический прием, но и эффективный метод вспоминания (кто из нас не прокручивал в уме таблицу умножения, чтобы вспомнить, сколько это – семью восемь?) Последовательность элементов вспоминается легче, чем один элемент. Предположим, у вас есть несколько любимых песен, и вы знаете их тексты. Но разве не бывает трудновато вспомнить слова без того, чтобы вспомнить мелодию? Или наоборот? Единство музыки и слов позволяет вам легче вспомнить фрагмент мелодии или текста.
Точно так же и в танце. Один из самых действенных инструментов запоминания и вспоминания – это хореография. Хореография делает педагогический процесс эффективнее, потому что серии движений запоминаются легче, чем движения по отдельности. В танце алфавитом служат движения, словами – связки движений, предложениями – серии движений под музыку; серии движений под музыку, разделенные на группы, представляют собой параграфы, а целая постановка – это уже настоящий рассказ!
Хорошая постановка может служить хранилищем обширнейшей информации, полезной в нескольких областях танцевального обучения: преподавание, тренировки, ссылки, примеры, и так далее. Для новичков хореография – это каталог движений, пользуясь которым, можно составлять танцы.
Хореография представляет собой комбинации движений (например, руки вниз, руки вверх, колено вперед, повернуться), встроенные в структуру серии комбинаций, или паттерна (комбинация на левую сторону + комбинация на правую сторону + комбинация по центру). Паттерны могут сочетаться друг с другом различными способами, что позволяет танцору обогащать свой танцевальный словарь. Эта возможность особенно полезна для новичков, которые обычно еще не умеют составлять комбинации из движений, но хотят тренировать их. Работая с паттернами, новичок добавляет в свой словарь и движения и комбинации.
В хорошей постановке комбинации движений связаны друг с другом естественными, незамысловатыми переходами. Когда такие комбинации практикуются, тело знакомится с натуральным, неискусственным потоком движений, комбинаций, между которыми нет никаких причудливых, сложных для усвоения связей. Если комбинации из хорошей постановки тренируются довольно часто, они укореняются в памяти тела настолько, что в случае необходимости использовать уже в собственной постановке тот или иной переход вы сможете сделать это с легкостью, присущей переходам уже изученной постановки. Кроме того, постановки, как правило, составляются из нескольких слоев, нескольких движений в один момент времени, и это позволяет вам, изучая хореографию, продвигаться в танцевальном обучении вверх по шкале сложности.
Разумеется, ничто из этого не должно делаться в тишине. Все изучается под музыку. Когда вы тренируете постановки, вы слышите одну и ту же мелодию. Через какое-то время вы уже умеете обнаруживать в музыке знаки, символизирующие начало того или иного движения, и научаетесь синхронизировать свои действия с темпом и ритмом композиции. Изучая постановку далее, вы получаете возможность исполнять уже целые паттерны движений под музыкальные паттерны мелодии. Чем больше вы повторяете танец, тем яснее начинаете воспринимать сигналы музыки, дающие вам команду к исполнению конкретного движения. Настает момент, когда вы уже танцуете постановку безупречно. Теперь прибавьте танцу выразительности. Вот вам и интерпретация музыки!
Большинство постановок исполняются не на одном месте и включают в себя движения, которыми вы передвигаетесь в горизонтальном пространстве танца. Как только вы запоминаете постановку и научаетесь танцевать ее без усилий вспоминания, начинайте думать о зрителях. Какими движениями уместнее перемещаться по сцене/среди зрителей? Развивать навык сценического присутствия можно, визуализируя различные типы аудитории, для которой вы танцуете. Когда-нибудь вы проделаете это с собственной постановкой, если уже не танцуете настолько хорошо, что можете хорошо сочинять.
Изучение постановок под разные стили музыки – замечательный способ понять, какие движения подходят тому или иному стилю. Если вы начинающий танцор, позднее вам пригодится это понимание при создании собственных танцев или импровизации: вы всегда сможете вернуться к тем знаниям соответствия, которые уже получили, работая с чужими постановками. Конечно, чем лучше постановка, тем больше полезного можно из нее извлечь, поэтому тренируйтесь только с постановками тех хореографов, которых уважаете и считаете достойными творцами. Когда хореография действительно хорошо составлена, при ее изучении и исполнении вам кажется, будто она интерпретирует музыку лучше прочих, и это, кстати, тоже облегчает запоминание.
Сможете ли вы научиться танцевать без изучения постановок? Конечно, сможете. Но дело пойдет быстрее, если вы воспользуетесь каким-нибудь приемчиком. Хореография – один из них, очень полезный и эффективный!
Источник: wwwthehipcircle.com , автор: Karima Nadira
Перевод: iDance