Полезные советы для практикующих танцоров.
В переводе с английского

Перевел Михаил Кочеров.
Под редакцией Вячеслава Берендакова.

1. Как начинать.

Ну вот, еще кто-то представил полезные советы для практикующих танцоров. Давайте я объясню термин "практикующие танцоры" так, чтобы лучше понять его смысл. Я танцую достаточно долго и не вижу конца урокам, которые беру. (Я брал тысячи часов занятий, перемежающихся с тысячами часов занятий, которые я проводил сам.) Мое искреннее убеждение состоит в том, что процесс обучения в бальных танцах никогда не заканчивается. У вас должно быть не только желание обучаться, но и готовность использовать любую возможность научиться чему-нибудь новому. Это вовсе не значит, что не надо намечать себе конкретные цели в то время, как вы танцуете. Конечной цели, конечно, попросту не существует; есть лишь только пройденные километры на пути к улучшению способности танцевать. Если вы продвигаетесь по правильному пути в процессе обучения, то это сразу становится очевидно, т.к. улучшается способность танцевать. Попробуйте использовать это предположение если вам не нравится то, как происходит улучшение. (Успех это не цель, но путешествие. Примените это к танцам, и вот готовая формула успеха.) Полезные советы для начинающих танцоров? Нужно понять, что когда начинаешь учиться, как танцевать, этот процесс никогда не закончится. Поэтому не пытайтесь выучить все сразу за короткий промежуток времени. Этого просто не произойдет. Все очень похоже на хорошее вино... Необходимо время. Вы не сможете сделать все сплеча, поскольку танцы - постоянно меняющийся предмет. Что-то новое происходит каждый день, и если вы не будете идти "в ногу" со всеми переменами, то , к несчастью, вы не окажетесь в авангарде. Я искренне убежден в том, что кроме основных необходимых факторов которые, как потом выяснится, являются только предпосылками (партнер/партнерша, желающий танцевать; хорошее место где танцевать и хорошая музыка под которую танцевать; хорошая вентиляционная система, которая обеспечит комфорт и многое другое) есть две наиболее важных черты, которые оказывают влияние на развитие (как у начинающих, так и у продвинутых; как у любителей, так и у профессионалов) навыка танцевать : хороший учитель и интерес регулярно выбираться на паркет с партнером и танцевать примерно 5 - 8 часов на каждый час полученных у учителя инструкций. Конечно, не надо перегибать палку и говорить о том, что если я беру 5 часов инструктажа в неделю, то необходимо оттанцевать от 25 до 40 часов, но надо понимать, что время практики должно быть как минимум в 5 раз больше времени обучения. К примеру, если вы берете от 3 до 4 часов занятий с инструктором в неделю, то самостоятельно нужно провести на паркете от 15 до 20 часов. Если же вы берете 10 часов индивидуальных занятий в неделю, то это значит, что вы берете их слишком много!

Идея состоит в том, что "паркетное время" может превратить среднего танцора в танцора выше среднего уровня. Практика может превратить неизвестного танцора в супер-танцора (а может и не превратить). И среди супер-танцоров, при прочих равных условиях, пара с наибольшим временем наработанной практики будет выглядеть лучше всех.

2. Искусство танцевать и этикет.

Вы выучили несколько новых схем и хотите опробовать нечто новое на паркете. Сначала нужно убедиться, что имеется достаточно свободного места чтобы практиковать новую схему. Помните, для того, чтобы плавно танцевать, в общем случае, нужно двигаться против часовой стрелки вместе с потоком танцующих. Представьте себя на дороге которая проходит по периметру паркета. Ваша задача на дороге - избежать остановок или движения вспять. Эта воображаемая линия по периметру танцзала носит название ЛИНИЯ ТАНЦА (англ. аббр. - LOD : Line Of the Dance). Столкнуться с остановившейся (по какой-либо причине) в основном потоке танцующих парой не только грубо, но и опасно для здоровья. Бальные танцы не являются спортом, который доставляет такие неприятности, как синяки и сломанные кости. Общераспространенная вежливость полагает необходимым, если происходит столкновение, посчитать себя ответственным за него и извиниться. Ваша цель - достичь, наряду с другими вещами во время танца, нулевого количества столкновений. Нужно быть способным вносить поправки в размер, скорость и направление исполняемой вместе с партнером схемы. (В английском языке этот навык описывается как "искусство танцевать" - прим. пер. : на русский нет адекватного перевода слова floorcraft.) Не надо попадать в ту категорию людей, которые, забывая про всех остальных танцоров на паркете, думают : "или все или ничего", и пытаться танцевать только что выученную схему, даже если это убьет вас, вашего партнера, и всех остальных танцоров на паркете. Помните, вы занимаетесь светскими, а не военными бальными танцами.

Грубые и агрессивные танцоры часто думают, что вы должны уступать им путь и могут даже попытаться попугать вас. Если кто-то собирается врезаться в вас, просто остановите его рукой и уберегите себя от столкновения. Если вы заметили, что сталкиваетесь с одной и той же парой очень часто, попытайтесь избежать этого в дальнейшем просто сохраняя дистанцию между вами и этой нехорошей парой. Вообще говоря, вы должны всегда сохранять минимальное расстояние в несколько футов (1 фут = 30 см.) между вами и ближайшей парой. На переполненном паркете это требует внимания и иногда бывает даже невозможно. 

3. Уроки и практика.

Процесс обучения прост, но часто не понятна сама концепция. Курс изучения любого физкультурного навыка начинается с того, что вы наблюдаете как это делает кто-то другой. После этого, уложив все в голове и мысленно представив себе выполнение, вы, обдумывая все, наряду с физическими попытками, пытаетесь сделать толковую копию того, что было продемонстрировано вам сначала. Если вы занимаетесь в паре, то ваша задача усложняется необходимостью "бороться" с вашим партнером, который, как и вы, пытается научиться танцевать. Вот почему так часто меняются изучаемые схемы во время групповых занятий. Во время персональных занятий вам представляется возможность танцевать с учителем, который персонально протанцует все вместе с вами (сначала в учебной, а затем в общепринятых позициях). Случай "один учитель на одного ученика" уменьшает число общих проблем (переход от ошибок двух начинающих к ошибкам одного). Обучение может быть значительно улучшено, когда персональные занятия координируются и объединяются с занятиями в паре. При всех прочих равных условиях, частные замечания приводят к увеличению длительности процесса обучения. Если вы не можете брать персональные уроки все время, то, чтобы улучшить обучение, рекомендую брать хотя бы один час таких уроков на каждые 4-5 часов занятий в паре. Я верю в то, что один час занятий с профессиональным преподавателем является ключом к уверенности в плодотворности многих часов занятий и самостоятельной практики.

То, что показывает учитель, в конечном счете должно привести к пониманию партнером ведения в предложенной схеме. Важно, чтобы обучаемый танцор знал как исполнять схему независимо от партнерши. Обычно учитель "проводит" Вас через новый материал, советуя и обучая. Это формирует более-менее полную картину. В идеале, все, что преподносится Вам, должно быть сначала показано в паре, под музыку, используя стилизацию и расчет времени, характерные для этого танца. Потом следует демонстрация примера учителем без партнерши. Партнеры учат свою партию, партнерши - свою. Например, если обучают основному шагу, хорошему учителю, необходимо показать весь пример целиком, и лишь затем перейти к раздельному объяснению партий партнеров и партнерш. Учителя, всеми силами избегайте разбиения примеров на части, особенно при работе с начинающими. К сложному анализу нужно прибегать только при необходимости, в основном с индивидуалами. Хороший учитель попытается сделать сложное попроще, чтобы облегчить ваше обучение и чтобы вы не забивали себе голову пустыми сомнениями. И только если примеры не понимают с первого раза, их нужно разбить на составные части.

Пара слов для тех, кто может самоанализировать себя : попробуйте сделать так, чтобы обучение просто затянуло вас, безо всякого анализа. Дайте себе время впитать указания. Если вы не можете сразу же повторить что-то, не надо думать о том, что у вас нет способностей. Будьте терпеливы! И если вы по-настоящему расстроились, то расслабьтесь, прогоните все мысли и вспомните о причине, побудившей прийти учиться танцевать - позабавиться в волю. После этого все встанет на свои места.

Теперь о ведении. Партнерша должна учиться быть ведомой (вестись), а партнеру необходимо научиться вести партнершу. Ведение требует от партнера точного осознания того, что он хочет сделать и, затем, каким образом передать сообщение об этом партнерше, причем удобно и доходчиво. Выходите на паркет и практикуйтесь, пробуйте еще и еще. Задача партнера - хорошо понимать свои ноги (знать схему), позицию своего корпуса и идти "в такт". Он обязан точно знать куда должна переместиться партнерша когда он ее ведет. Цель партнера - научиться передавать свое ведение так, чтобы его понимала любая партнерша с которой он танцует и следовала ведению. Когда вы учите новые схемы, старайтесь делать небольшие шаги. Потом, когда будете "отшлифовывать" схему и будете чувствовать себя увереннее, в медленных танцах можно удлинять шаги. В быстрых танцах (с четким ритмом) вы должны сконцентрироваться на отсчете времени, ритме музыки и своевременном ведении. Задача партнерши - успешно воспринимать ведение партнера. Если партнер самонадеян, то для него еще более важно правильно вести. Попытку партнера вести в сложной или воображаемой схеме, когда он не имеет понятия как и куда вести, стоит рассматривать как "уголовное преступление". Перенесшая подобное оскорбление партнерша должна отплатить тем же. 

4. Учимся ходить заново.

В общем это возможно, что ваши базовые способности, которые отличаются в медленных (Smooth) и быстрых (Rythm) танцах, так же в достаточной степени зависят от ваших вкусов. Вкусы, в свою очередь, варьируются не только от человека к человеку, но зависят от вашего возраста и развития навыков движения.

Медленные танцы очень легко распознать по характерному прогрессивному продвижению пары в закрытой (близкой, стандартной) позиции. Фокстрот, вальс - эти танцы требуют большого перемещения по танцполу (в общем случае по линии танца), вместо того, чтобы всегда оставаться на одном месте. Во время бальных событий "светского" характера длина ваших шагов не будет больше обычного прогулочного шага. Не требуется делать шаги вбок более, чем на ширину плеч. Мы уже говорили : чтобы научиться как танцевать нужно сперва научиться как ходить. Но когда мы ходим по улице, мы используем немного другой тип ходьбы. Понаблюдайте за людьми в общественном месте и вы заметите как сильно различаются их походки. Главный смысл ходьбы, как правило, "добраться отсюда туда" (и иногда обратно). Люди ходят по-разному только потому, что нет необходимости стандартизировать такую естественную вещь, как походка. Как только вы прекращаете падать и становитесь способным перемещаться не врезаясь в неподвижные объекты и других людей, навык ходить становится одним из немногих, не требующих дальнейшего внимания. Не завися от того, "правильно" вы ходите или нет важно лишь то, что вы вообще ходите. Поскольку у вас есть желание выглядеть плавными, танцуя медленные танцы необходимо обратить свое внимание на проблему плавного передвижения по паркету. Еще в бальных танцах нужно научиться ходить назад и вбок так же хорошо как и вперед. Обычно эти навыки не развиты до того, как вы столкнетесь с необходимостью плавно передвигаться по паркету используя шаги вперед, назад и вбок. Одно из первых, что вы должны усвоить, это умение различать походку в танце от "уличной" походки. Многие часы, месяцы, даже годы были потрачены аналитиками на выяснение последовательности работы и взаимодействия мышц в медленных танцах. Да, почти забыл! Двигаться плавно самому по себе только полдела. Успех в плавных танцах придет только если вы плавно двигаетесь вместе с партнером. Поскольку в медленных танцах партнеры высокого класса имеют в корпусе хороший контакт им требуется координировать свои плавные передвижения с передвижениями партнера. Когда смотришь на очень хороших танцоров плавно двигающихся по паркету, то может создаться иллюзия их грациозного парения без усилий. Не расстраивайтесь, если вы сразу не можете повторить эту "иллюзию" сами. Существует большое количество требований которые необходимо выполнять для достижения "грациозного парения без усилий" . Нужно не только понять суть, но и много практиковаться, наработать паркетное время. Для начала попробуйте сымитировать плавные передвижения кого-нибудь, кто уже может делать это хорошо. Вы поймете, что необходима достаточная дисциплина и самоконтроль для воспроизведения плавности. Сознательные усилия при работе стоп, лодыжек, ног и торса во время обучения могут быть немного аналитическими. Избыток анализа может привести к механическим, роботоподобным движениям. Сначала просто запомните некоторые из общих правил:

Скольжение и приземление
Не важно в каком направлении вы двигаетесь, но желательно сохранять стопу в непосредственной близости от паркета ("скользить"). Когда вы опускаете стопу на пол ваше движение должно быть постепенным, а не просто броском ноги на пол. В переносе веса с одной ноги на другую всегда должна быть мягкость наряду с силой. Это требует правильной координации в работе мускулов стоп, лодыжек, ног... бедер и всего, что лежит выше.

Поддержание позиции Нужно держать торс прямо, но не зажато. Поддерживать позицию также значит поддерживать руки, но без напряжения. Должен быть компромисс между крепостью, гибкостью, поддержанием и натяжением который в результате и составляет "жесткий" вид.
Держите голову высоко Баланс сохраняется лучше, если ваша голова постоянно фиксируется и находится между плеч по центру, а не наклонена к одному плечу или другому. Правильная позиция головы вносит несоизмеримый вклад в баланс всего тела (который является одним из ключей к успешному ведению/следованию). Главное правило в закрытой позиции состоит в том, что партнер смотрит через правое плечо своей партнерши (налево от себя), а партнерша таким же образом смотрит через правое плечо партнера (это верно для стандарта).

Вполне нормально, для неопытных новичков, смотреть вниз на свои ноги чтобы определять что же они делают . Но не надо ловиться на очарование ног и оставлять это постоянной привычкой. Зеркала в танцевальном зале специально для этой цели. Вы должны быстро отказаться от "взгляда в пол" чтобы выглядеть на паркете лучше. Смотреть на ноги (свои или партнера) бесполезно. Вы также должны, в конце концов, перестать смотреть на себя в зеркало. Единожды приобретя эти привычки отказаться от них будет довольно сложно. 

5. Перемещение в продвижении вперед.

Начинающие танцоры, которые учат медленные танцы, должны научиться переделывать уличную походку в шаги танца, но им так же придется научиться двигаться назад и вбок. Вдобавок, нужно танцевать под музыку. Данный раздел будет посвящен только передвижению вперед под музыку фокстрота, затем под вальс.

Определенные проблемы возникают при поиске опытного педагога по плавным передвижениям который научил бы плавности так, чтобы не отделять сам навык от танца. Среди высококлассных педагогов наблюдаются разногласия учить ли общим навыкам плавного передвижения без конкретной привязки к некоторой схеме или нет. Однозначно можно сказать лишь то, что излишний анализ и независимое развитие разных двигательных навыков приведет к катастрофическому результату. Все следует делать вместе, развивая постепенно двигательные навыки, правильную работу определенных групп мышц, понимание базовых принципов. Но сначала надо научиться двигаться. Идите в данс-холл где есть много свободного места для движения. Танцпол должен быть гладкий, но не очень скользкий. Наденьте вашу любимую танцевальную обувь (хорошо сидящую на ноге, мягкую, легкую и удобную, с мягкой подошвой).

Теоретически вы можете научиться двигаться плавно танцуя без партнера; по крайней мере, на начальных этапах обучения. Эта процедура ставит вопрос о необходимости координировать, в конце концов, плавные движения со своим партнером, который, как предполагается, уже имеет опыт использования всех принципов плавного передвижения в контакте с партнером в ситуации реального, живого танца.

Оригинал статьи можно найти по адресу :
http://www.chem.surrey.ac.uk/~chp1aa/Ar … Hints.html